Пресса

Главная \ Пресса \ «Московский чемпионат по актерской импровизации»
« Назад

«Московский чемпионат по актерской импровизации»  22.11.2017 00:27

Импровизация, как известно, королева среди дисциплин, которые преподают в театральном вузе. Мгновенно среагировать на шутку, обыграть ее, легко ответить оппоненту может далеко не всякий профессиональный актер. Ведь для этого нужно не только в совершенстве владеть мастерством актера, а значит голосом, телом и мимикой, но и быть, так сказать, теоретически подкованным.

В ноябре на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» состоялся финал Московского чемпионата по актерской импровизации. Участие в нем принимали артисты Театра Романа Виктюка, Театра им. М.Н. Ермоловой, Театра «Мастерская Петра Фоменко» и Театра на Юго-Западе. Игра была нешуточная. Да и состав жюри серьезный: режиссер театра и кино, художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов, актриса театра и кино, телеведущая, тифлокомментатор высшей категории Ирина Безрукова, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, завкафедрой режиссуры Театрального института им. Б. Щукина Михаил Борисов, актер театра и кино, режиссер, поэт Влад Маленко, а также постоянные члены су- дейской коллегии — заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедр режиссу- ры и мастерства актера ГИТИС Михаил Скандаров и актриса театра и кино, режиссер, педагог по импровизации Анастасия Имамова.

Отборочные туры состоялись в октябре на сцене Театра на Юго-Западе. По итогам игр определились лидеры: Театр на Юго-Западе и Театр «Мастерская Петра Фоменко». Они сражались за первое место, а в борьбе за третье сошлись ермоловцы и виктюковцы.

И хотя «Скульптурный» раунд рефери батла Максим Драченин назвал разминочным, команды взяли «с места в карьер». Задания, по традиции, придумывали зрители. Суть раунда в том, чтобы всякий раз при смене партнера карди- нально менять и саму ситуацию. Руководит технической стороной рефери, а вот творческие порывы оценивает жюри. Но вот только об их оценках зрители и команды узнают лишь в финале, когда будут подводить итоги, а пока — это остро- умные комментарии и пожелания.

«Сказочный» раунд, в котором артисты должны оправдаться перед судьей от имени сказочного персонажа. В качестве судьи выступает один из участников команды противника, он задает вопросы, а ответчики собирают детективные истории по слову, часто забывая правила русского языка и логику, но зато рождая абсурдные шедевры. Энергия, с кото- рой артисты бросаются в омут импровизации, заряжает всех, кто находится в зале. Кажется, еще немного — и зрители, и жюри рванут на сцену импровизировать.

А дальше были уже знакомые актерам и полюбившиеся зрителям «Непредсказуе- мый», «Алфавитный» и «Вопросительный» раунды. «Кто придумывал слова — поднимите руки», — спросил у зрителей рефери. Несколько рук взметнулись над залом. «Вы видели этих людей?» Так начался «Непредсказуемый» раунд, где в рамках заданной ситуации нужно существовать все время, а сбить с курса может любое слово, предложенное зрителями.

В первой игре победу одержала команда Театра им. М.Н. Ермоловой. По признанию жюри, угадать, кто победит, было тяжело. Команды шли «ноздря в ноздрю», и отрыв был минимален. Раззадоренная судейская коллегия тоже пробовала себя в импровизации. Ирина Безрукова призналась, что «происходящее — дорогого стоит, поскольку тут нет заготовок, и все происходит прямо на глазах». Влад Маленко отметил, что по- рой так расстраиваешься за неудачный пассаж. «Ну, как же ты так, хочется крикнуть участнику, а потом задумываешься — а сам-то ты так сможешь?» Михаил Борисов, оценивая «Сказочный» раунд сказал, что мы услышали «два детектива на зависть Агате Кристи и Конан-Дойлю».

Но главная битва была впереди. На сцену вышли мастера импровизации — «Фоменки» и югозападники. И если у Юго-Запада за плечами богатый опыт импровизации — первый турнир прошел еще в году, а батл, как говорится, «поставили на поток», то для «Фоменок» это первый опыт.

Тем не менее уже после первого — «Скульптурного» — раунда Михаил Скан- даров заметил, что «началась битва титанов». И точнее об этой игре не скажешь. «Немой» раунд превратил стекло в рыбу, после чего Юрий Грымов посоветовал сделать приз за этот этап — «Хрус- тальную рыбу» (позже обретшую назва- ние фуга). Он же не преминул заметить, что этими этюдами обе команды могут уже и деньги зарабатывать на выездах.

«Случайный» раунд подарил нам две чудные истории: о боцмане и матросе от Юго-Запада и бортпроводнике и пассажире от «Фоменок».

Изящно вплетая предложенные зрителями слова, актеры Театра на Юго-Западе привели своих героев почти к алтарю (боцмана играла Вероника Саркисо- ва), а «Фоменки» устроили дуэль на бор- ту самолета. Жюри практически рыдало от смеха, Михаил Борисов признался, что не верил в то, что «эта девочка сможет сыграть боцмана», а Юрий Грымов сказал, что с таким бортпроводником он бы полетел куда угодно.

«Эмоциональный» раунд — один из самых сложных, что и показала игра. Быстро переключиться на другую эмоцию и сделать ее максимально непохожей на предыдущую, нелегко. Особенно, когда часть из них выражают оттенки...

В вопросительном раунде по очереди блистали обе команды. Сначала Дмитрий Захаров вытянул на себе всю команду, даже не дав поиграть своим кол- легам по театру, а потом Олег Анищенко, жонглируя словами, выстроил такую конструкцию по поводу Рыбы Фугу и фэншуя, что повторить это было бы край- не затруднительно. Победу в нелегкой борьбе одержали актеры Театра на Юго- Западе.

Рефери настолько увлекся происходящим, что не был строг в технических деталях, и игра превратилась в праздник творческой импровизации, безудержной фантазии и абсурдизма.

Кстати, на одном из отборочных туров было предложено устроить батл между худруками, но это пока лишь планы, а то, что произойдет наверняка, — «Батл двух столиц». Он пройдет декабря на сцене Театра под руководством Олега Табакова.

«Московский чемпионат по актерской импровизации» проходил при поддержке Департамента культуры города Москвы. Почетным гостем финальных игр был министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский. Он поздравил участников с праздником импровизации, наградил победителей, тоже попробовал себя в импровизации — не только пообещал поддерживать мос- ковский чемпионат, но и помочь в проведении регионального этапа. Так что, вероятно, в скором времени мы увидим актеров из разных городов России.

Завершился турнир награждением активных зрителей, победителя в номинации «Моя любимая команда» (в ней победу одержала команда Театра Романа Виктюка) и, конечно, песней, которую команды сымпровизировали при помощи слов, придуманных зрителями. Она стала гимном первого турнира — ведь в ней сплелись слова самых ярких этюдов батла.

Анастасия ПАВЛОВА Фото Юлианны АСИНОВСКОЙ 
Источник: 
4-204/2017 СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10